Опубликовано 15 октября 2018 г.
Сегодня в СМИ (Ариг Ус, Информ-Полис) появилась информация о проведении Главой Республики заседания, где решено подготовить некую программу развития «Столица», целью которой является развитие Улан-Удэ. Программа должна отражать весь комплекс мероприятий, в том числе строительство объектов социальной инфраструктуры (детские сады, школы), дорог, благоустройство города. Подход Главы нравится и обнадеживает. Наверное поэтому искренне хочется внести свою лепту, предполагая, что идея окажется в нужном месте в нужное время!
Дорожная «хорда» Улан-Удэ
- Хорда в геометрии — это отрезок соединяющий две точки окружности. Если представить город некой окружностью, то дорожная хорда — это специальная магистраль (скоростная и часто бессветофорная), проходящая через городскую застройку наиболее коротким путем, соединяющая противоположные стороны круга.
С вводом нового («третьего») моста через р.Уда появляется возможность сделать еще одно комплексное решение, реализация которого:
1. кардинально упорядочит транспортную структуру Улан- Удэ;
2. обозначит перспективное эстетическое направление для развития города.
Давайте пофантазируем! Смело и на перспективу. Ведь в строительстве многие вещи быстро не делаются, но заложить правильную перспективу для развития и постепенно её реализовывать – это не только можно, но нужно делать сейчас!
Итак, речь пойдет о новой магистрали, способной стать еще одной городской артерией, а, в перспективе, одной из самых крупных и важных.
Улан-Удэ стремительно расширяется в двух стратегических направлениях – в сторону Силикатного («сотые» квартала) и еще более интенсивно в сторону ТЭЦ-2. Причем второе направление — это самое перспективное. Посмотрите на ТЭЦ-1, которая в своё время строилась на глухой окраине Улан-Удэ, а сейчас это центральная часть города. Так и с ТЭЦ-2 – город «потянется» поближе к коммуникациям, тем более, что обрастать микрорайонами там места предостаточно.
Но вот что странно — ГИПЕРразвитие города в этом направлении никак не подкрепляется транспортной инфраструктурой. Более того, сама возможность в перспективе сделать новые районы транспортно удобными и доступными ускоренными темпами уничтожается!
Чего стоит только одна многоэтажка на ул.Мокрова, которая «выехала» на проезжую часть на 30 метров и принципиальным образом убила возможность построить в перспективе автомагисталь по три полосы в каждом направлении (логичное продолжение ул.Боевой), и в том числе запустить трамвай в новые районы!
И таких архитектурных «ляп» у нас стало подозрительно много. Это уже больше похоже не на ляпы, а на конкретное вредительство!
Тоже самое можно сказать и про строительство «сотых» кварталов на Силикатном! Посудите сами — микрорайон возводится на «пустыре». Т.е. ничего не мешает планировать и строить с удобством и с перспективой дальнейшего развития. Даже если и не сразу сейчас строить широкие многополосные магистрали, то ведь можно оставить такую возможность «на завтра», заложив сегодня «избыточную» ширину при проектировании проездов. Почему бы не предусмотреть перспективу для трамвая, а вдоль дорог предусмотреть многорядные аллеи деревьев («зеленую зону» для шумо и пыле защиты), предусмотреть не только тротуары, но и отдельные велодорожки? Нет возможности сделать всё и сразу сейчас? Оставьте нетронутое пространство, чтоб это сделали потом другие!
Однако уже сейчас корпуса зданий вплотную «прижались» к дороге! Перспектива расширится «потом» убивается сейчас сразу и навсегда! А где парки и скверы? Частный сектор формируется как огромная «деревня», с кривыми улицами, с минимумом сквозных проездов, с полным отсутствием какой-либо социальной инфраструктуры в шаговой доступности (супермаркеты, школы, сады, и т.п.)
Всё это тема отдельного разговора и разбирательств. Ну, а пока на всеобщее обсуждение выношу идею, которая еще возможна к реализации и реально могущая разрешить транспортные вопросы на перспективу.
Для начала немного анализа. Предположим, нам нужно проехать внутри Октябрьского района из пункта А (транспортный узел в районе старого Удинского моста) в пункт Б (круговая развязка в районе МФЦ).
Если посмотреть на карту, то существует только три (всего три!) основных транспортных «рукава». Это ул. Трубачеева-Ключевская (красная линия), ул.Терешковой-пр.Автомобилистов (синяя) и самый «замысловатый» и не самый автономный, так называемый, «верхний путь» (зеленая линия).
Из схемы видно, что в случае фатального затора на одной из магистралей перестроиться на другой маршрут вариантов немного, а в ряде мест фактически может и не быть вовсе!
А если еще сюда присовокупить низкую пропускную способность некоторых улиц и не всегда возможность их кардинально расширить даже в перспективе (например, ул.Терешковой), то вопрос коллапса — это вопрос времени. Перспективные территории «сотых» кварталов (на Силикатном и в районе ТЭЦ-2) будут осваиваться только нарастающими темпами, и вся автомобильная нагрузка ляжет на существующие транспортные сети. С вводом в эксплуатацию Третьего моста ситуация несколько улучшиться. Но для трафика внутри Октябрьского района это почти ничего не меняет. Поэтому нужны новые транспортные артерии! И идея есть!
И эту идею поэтапно можно развить до масштаба крупной атомагистрали, которая, пройдет «хордой» практически через весь город (на схеме розовым контуром обозначены границы Улан-Удэ), соединив широкой магистралью важные транспортные узлы, способную обеспечить интенсивный и высокоскоростной трафик движения фактически через весь город!
Схема автомагистрали на конечном этапе развития.
Теперь рассмотрим поэтапно.
ЭТАП ПЕРВЫЙ. Строительство набережной.
Идея обустройства набережных уже поднималась на самом высоком уровне («Ариг Ус», 16 декабря 2017 г.), но речь шла о реконструкции и приведения в порядок уже имеющегося сооружения. Здесь же речь идет о совершенно новом объекте – строительстве набережной от «Третьего моста» до старого Удинского моста на ул.Бабушкина.
Это первый шаг на пути реорганизации и оптимизации пространства в этой части Улан-Удэ. В случае реализации проекта мы получим огромное количество дивидендов:
1. Благоустраиваем территорию, создавая некую «градообразующую» линию (фиолетовая линия). Именно на её эстетику будут ориентироваться будущие новостройки в этой части города! Набережная станет новым эстетическим центром притяжения!
2. Левобережная набережная Уды станет не только самодостаточным архитектурным объектом (для прогулок, спортивных занятий и т.п.), но, может, как бы логически соединиться в прогулочный маршрут с правобережной частью Уды и далее с набережной Селенги.
3. Вдоль новой набережной необходимо построить не менее 6-ти полосную автомагистраль (3 полосы в каждом направлении), которая уже на первом этапе станет альтернативой для перегруженной ул.Трубачеева с выходом на оба моста (соединит два транспортных узла).
ВТОРОЙ ЭТАП
Набережная и многополосная автомагистраль продолжаются от «Третьего моста» до моста на пр.Автомобилистов (оранжевая линия) с выходом трассы на ул.Ключевская в районе «Товары Бурятии» и рынка «Крестьянский» (через ж/д переезд или эстакаду)
Таким образом мы получим прекрасную альтернативу ул. Ключевская. А такая альтернатива нужна, т.к. при дальнейшем развитии города трафик только увеличится, а построить альтернативную магистраль в другом месте уже фактически невозможно!
ТРЕТИЙ ЭТАП
1. Реконструкция трассы (расширение до 6 полос) по ул. Тулаева (от Мелькомбината);
2. Строительство железнодорожной эстакады через ж/д пути «Улан-Удэ-Наушки»;
3. Создание новой автомобильной магистрали до п.Энергетик (в район новостроек)
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
С вводом 2-го селенгинского моста трассы смыкаются в районе перекрестка Бабушкина-Терешковой.
Кстати, это отдельный разговор, т.к. идея выхода 2-го селенгинского моста именно к этому перекрестку тоже отличается от официального рабочего проекта (вывести трассу в район ул.Трубачеева). В предложенном варианте вижу дополнительные плюсы и готов по этому поводу подискутировать отдельно. Но это, как говорится, дело будущего.
В ЗАКЛЮЧЕНИИ
Если посмотреть на карту, то левобережная часть реки Уда (вдоль реки от Трубачеева и до пр.Автомобилистов) — это фактически центральная часть города. И уникальность ситуации сейчас в том, что эта часть еще не подверглась тотальной застройке. Это значит, что при грамотной планировке и поэтапном освоении у нас фактически есть возможность провести через центр города «дорожную хорду» — широкую скоростную магистраль, соединяющие несколько транспортных узлов (все удинские мосты) + соединяющую зону перспективного развития Улан-Удэ (п.Энергектик, ТЭЦ-2, Силикатный) + имеющую прямые выходы за город (Тальцы/Спиртзавод и Силикатный/Левый берег).
Этой ситуацией надо распорядиться грамотно.
Важно правильно спланировать перекрестки, в идеале избегая простого Т-образного сочленения, предусматривая на магистрали полосы разгона/торможения, возможно круговые перекрестки или многоуровневые развязки. Пешеходные переходы можно и нужно планировать разноуровневыми (возможно, используя ту конструктивную идею, что была в основе предложения по развязке на ул.Балтахинова) в принципе избегая светофорного регулирования, либо делая его по принципу «зеленой волны».
Очень не хотелось бы, чтобы с чьего-либо преступного попустительства или не менее преступного равнодушия такие стратегические возможности утратились, как это уже неоднократно имело место быть в новейшей истории Улан-Удэ.
________________________________________________________________________________________________
Уважаемый читатель, спасибо, что дочитали до конца. Надеюсь, что мои умозаключения показались интересными и убедительными. Вы можете написать свой комментарий, добавить свои мысли и идеи. Спасибо.
Добавить комментарий